Содержание:
- Суть эрготерапии для развития навыков при ДЦП
- Возможности эрготерапии при ДЦП
- Как работает методика
- Цели эрготерапевтических практик при ДЦП
- Что в себя включает курс
- Чего ожидать от занятий
- Популярные методы эрготерапии
- Оборудование, задействуемое во время сеансов
- Основные преимущества эрготерапии
Под эрготерапией подразумевается трудотерапия, но это не значит, что лечение состоит в выполнении сложной физической работы. Терапевтический метод предполагает принятие мер, способствующих успешному освоению повседневной деятельности. Это особенно необходимо людям с инвалидностью, в том числе детям с ДЦП.
Важно, чтобы на протяжении всего процесса реабилитации больного ребенка сопровождали опытные специалисты. Их вы найдете в нашей частной службе «103 Скорая помощь». Звоните: +7 (495) 796-78-74, 8 (800) 600-49-96. Специально обученные патронажные сестры центра сделают все от них зависящее, чтобы физическое и интеллектуальное развитие их подопечного начало соответствовать возрастным нормам.
Суть эрготерапии для развития навыков при ДЦП
Постоянная забота о больном ребенке утомляет. Родителям хочется, чтобы он меньше от них зависел, мог обслуживать себя самостоятельно. Здесь поможет эрготерапия.
На первых этапах ее цель — поднять больного с кровати. В отдаленной перспективе специалисты делают все необходимое для укрепления здоровья пациента, возврата его к нормальной активной жизни. Эрготерапевты не только разрабатывают мышцы, суставы и связки, но и создают условия, в которых адаптация к изменяющимся событиям проходит без стресса.
Они дают практические рекомендации, оказывают медицинскую помощь. При разработке восстановительного курса делают акцент на учет индивидуальных особенностей организма. Ведь, несмотря на общий диагноз, детский церебральный паралич может протекать по-разному.
Отдельное внимание в работе уделяется общению с родителями маленького пациента с ДЦП. Важно обеспечить ему всесторонний уход, правильно с ним взаимодействовать. Всему этому нужно учиться.
Возможности эрготерапии при ДЦП
Методика позволяет получать положительную динамику, несмотря на специфику диагностированных нарушений и степень их запущенности. Благодаря ей ребенок начинает лучше справляться с повседневными делами:
- приемом пищи;
- употреблением воды;
- переодеванием;
- совершением движений.
Занятия благотворно влияют на интеллектуальную сферу, обеспечивают развитие мелкой моторики. После них ребенок легче адаптируется к требованиям окружающей среды.
Как работает методика
Врачи-эрготерапевты помогают людям освоить новые навыки и восстановить утраченные. Благодаря им ребята, страдающие от проявлений ДЦП, становятся более независимыми, жизнерадостными и успешными, начинают лучше себя чувствовать.
Основными методами работы являются обучение и игра. Важно поддерживать у пациента интерес к занятиям, иначе он замкнется в себе и откажется от выполнения предложенных упражнений. Тренировки тела и ума должны быть регулярными. Делать в них большие перерывы нежелательно, так как это приведет к «откату».
Вот, какие результаты реально получить с помощью грамотно организованного процесса:
самостоятельность;
- умение играть, фантазировать (это важно, так как дети развиваются с помощью игр);
- налаживание режима дня;
- повышение самооценки;
- получение удовольствия от каждого прожитого дня;
- повышение качества жизни.
Методика помогает не только деткам с ДЦП, но и их родителям. Мамы и папы после курса отмечают, что:
- запросы больного на оказание помощи становятся более редкими, за счет чего появляется больше свободного времени;
- уменьшается уровень тревоги;
- укрепляется вера в то, что жизнь чада станет более полноценной и занимательной.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Цели эрготерапевтических практик при ДЦП
Основная цель описываемого методического комплекса — дать человеку с инвалидностью возможность начать жить так, как другие люди. Важно, чтобы он перестал чувствовать себя ущемленным и обделенным, прекратил думать о своем несчастье, несправедливости происходящего вокруг.
При работе с детьми, болеющими ДЦП, эрготерапия позволяет:
Сформировать устойчивую мотивацию на обучение. Соблюдение личной гигиены, смена одежды, уборка квартиры, прием пищи — перечень работ, которые сможет выполнять больной, может быть разным. Это зависит от запущенности паралича. Но новые навыки всегда радуют и воодушевляют.
- Облегчить социальную адаптацию, социализацию. Важно сделать так, чтобы ребенку стало проще общаться со сверстниками, родственниками, учителями. Будет здорово, если после курса у него появятся новые друзья, с которыми он будет постоянно поддерживать отношения.
- Улучшить физические возможности. Главное — не останавливаться на достигнутом.
- Подобрать досуг, соответствующий имеющимся запросам ребенка. Возможно, это будут спортивные тренировки, игры, развлечения на свежем воздухе.
Подход к лечению и реабилитации согласно эрготерапевтическому протоколу обязательно должен быть комплексным. Он должен затрагивать разные жизненные аспекты больного ребенка. Ведь психологическое состояние влияет на течение болезни так же сильно, как и физическое.
Что в себя включает курс
Чтобы составить индивидуальную программу реабилитации, эрготерапевт изучает медицинский анамнез, проводит несложные тестирования. Ему важно понять, что умеет ребенок, как он себя чувствует, какой психологический и эмоциональный настрой имеет. В комплекс могут входить:
- реабилитационная гимнастика;
- лечебная физкультура;
- разработка мелкой моторики;
- развивающие уроки;
- методики, направленные на самореализацию.
Чего ожидать от занятий
Детский церебральный паралич вызывает разные симптомы. Многие из них мешают больному справляться с повседневными нуждами. После работы с эрготерапевтом обычно удается:
Развить моторику рук. Акцент делается на усиление мышц кисти, расширение доступных манипуляций пальцами, выгибание ладоней, освоение пинцетного захвата. Такие действия делают пациента более самостоятельным.
- Нормализовать координацию движений. Важно, чтобы больной научился одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Ему могут предложить игру на барабане, разборку и сборку конструктора, катание скалки и пр. Показаны упражнения на перетягивание нетяжелых предметов обоими руками.
- Укрепить спину, шею, руки, пресс. Для стабилизации мышц туловища и конечностей доктор предлагает ползать, бросать мяч, стоять на коленях, лежать на животе.
- Улучшить моторные и зрительные навыки. Здесь используется рисование, перекладывание круп, макарон, ловля мяча.
- Привести в порядок зрительное восприятие. Важно, чтобы ребенок с инвалидностью начал хорошо интерпретировать наблюдаемые объекты, оценивать их форму, размеры, удаленность. В этом помогают тактильные игры.
- Сделать болеющего более самостоятельным. Скорее всего, он обучится не всему, чему хотел, но даже несколько новых навыков положительно отразятся на качестве его жизни.
- Укрепить слабые части тела и конечностей. Часто применяется двигательная терапия, индуцированная ограничениями. Например, если у больного хорошо развита левая рука, на время ее фиксируют, вынуждая его пользоваться только правой.
- Развить сенсорные способности. Нужно, чтобы пациент умел обрабатывать информацию, которая поступает в его мозг благодаря активности сенсорных рецепторов. Упор делается на тактильные ощущения: лепку, рисование, контакт с водой разной температуры, игры с песком.
Популярные методы эрготерапии
Хорошо, если эрготерапевт использует при лечении ребенка с ДЦП:
- аппаратный массаж;
- электростимуляцию;
- сеансы ручного массажа;
- вибрационную стимуляцию;
- дыхательную гимнастику;
- физиопроцедуры (в том числе магнитотерапию).
На всех этапах лечения и восстановления ребенка должны сопровождать опытные специалисты. Если доктор говорит повторять какие-то упражнения несколько раз в день, значит, родители или патронажная сестра должны следить за тем, чтобы его указания были соблюдены.
Оборудование, задействуемое во время сеансов
Родителям следует выбирать реабилитационный медицинский центр, в котором имеются:
установка слинг-системы «Экзарт»;
- вертикализатор;
- балансир;
- имитатор ходьбы;
- стабилометрическая платформа;
- тренажер «хенд-тутер» или «лэг-тутер» (для разработки верхних и нижних конечностей соответственно);
- тренажер «ред джобс» (роботизированная установка для стимуляции движения верхних конечностей) и др.
Успехи ребенка будут во многом зависеть от того, какие аппараты и приборы врач задействует при лечении.
Основные преимущества эрготерапии
Метод имеет персонифицированную направленность и позволяет учесть особенности каждой конкретной клинической ситуации. Используя его, врач учитывает степень тяжести состояния пациента, уровень нарушения двигательной активности, сопутствующие заболевания, когнитивные способности.
Доктор помогает адаптироваться к жизни, в которой есть многочисленные ограничения, делает так, чтобы последних стало как можно меньше. Он настраивает ребенка на борьбу за здоровье, вселяет в него веру в успех. Мотивация очень важна.
В идеале каждые полгода человек с ДЦП должен проходить медицинское обследование. По его результатам эрготерапевт вносит коррективы в ранее составленный план лечения. При таком подходе схема терапии всегда оказывается актуальной и эффективной.
В домашних условиях заниматься с ребенком может патронажная медсестра. Она возьмет на себя данную обязанность, освободив от нее уставших родителей. Это положительно отразится на микроклимате в семье.
Если вы находитесь в поисках хорошей сиделки с медицинским образованием для своего ребенка, позвоните по телефону +7 (495) 796-78-74 или 8 (800) 600-49-96. В нашей частной службе «103 Скорая помощь» вы точно найдете подходящего специалиста, который будет удовлетворять всем вашим требованиям.
Литература:
- Клочкова Н. В. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Ин-т раннего вмешательства, 2003. — 23 с.
- Гончарова О. Л. Социальная реабилитация инвалидов: эрготерапия. — Казань: ООО ПФ «Гарт», 2012. — 88 с.
- Вотава Иржи. Эрготерапия и технические средства в реабилитации: учебник. — Новокузнецк: [б. и.], 2019. — 89 с.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии