Содержание:
- Особенности развития речи при ДЦП
- Специфика проблемы
- Условия успешного развития эффективной коммуникации
- Речевые осложнения ДЦП
- Какие ошибки нельзя допускать в процессе развития коммуникативных навыков
- Почему важно уделять внимание совершенствованию коммуникативных навыков
- Другие причины речевых нарушений
- Где искать помощь
- Если ребенок не может говорить
- Учет индивидуальных возможностей пациента с ДЦП
Забота о детях, у которых диагностирован церебральный паралич, включает в себя множество обязанностей. Чаще всего такие ребята нуждаются в постоянном уходе, что существенно осложняет жизнь их родителей.
Чтобы сделать быт ребенка с ДЦП более комфортным, разнообразить его будни, необходимо нанять опытную сиделку. Такого специалиста вы найдете в нашей частной службе «103 Скорая помощь». Звоните: +7 (495) 796-78-74, 8 (800) 600-49-96.
Особенности развития речи при ДЦП
Если поставлен диагноз «детский церебральный паралич», нужно будет серьезно отнестись к реабилитации, придется систематически получать квалифицированную медицинскую помощь. Отдельное внимание следует уделить тому, способен ли больной поддерживать коммуникацию, насколько хорошо у него развиты речевые способности.
К сожалению, расстройства речи обнаруживаются в 80% случаев ДЦП. Они могут быть разной степени тяжести. Многое зависит от индивидуальных особенностей, запущенности недуга, доминирующей симптоматики.
В любом случае человек нуждается в общении и поддержке. Если он не может нормально говорить, значит, нужно найти альтернативные способы взаимодействия с ним. В противном случае он замкнется в себе, возможно, столкнется с депрессией. Это отрицательно скажется на его физическом и психическом здоровье.
Специфика проблемы
У пациентов с ДЦП нарушен мышечный тонус по типу гипотонуса либо гипертонуса. Чаще встречается второй вариант. Именно этим вызваны сложности в словопроизношении, артикуляции, дыхании.
К примеру, если мышцы языка перенапряжены, он не может двигаться в направлении передних зубов. Тогда не удается полноценно называть звуки «н», «д», «т».
Если наблюдается гипотонус языка, человек не способен поднимать его к нёбу. Тогда будут страдать «ш», «ж» и «р». При парезах, изменении напряжения мимических мышц не удается правильно называть «п», «б», «ф» и «в».
Прогрессирующая мышечная дистония запускает патологический процесс в работе голосообразующих и дыхательных структур. Речь ребенка становится скандированная, он часто запинается. Могут быть различные негативные изменения в самом голосе.
К сожалению, полностью устранить речевые аномалии при параличе чаще всего невозможно. Но при постоянной работе реально сделать их менее выраженными или едва заметными. Если же речь идет о тяжелой форме болезни, нужно найти альтернативные способы налаживания контакта. Нельзя надолго оставлять больного наедине с его мыслями.
Условия успешного развития эффективной коммуникации
Совершенствование коммуникативных навыков возможно, если выполняются следующие условия:
- есть потребность в активном взаимодействии с окружающими;
- мотивация на развитие является стабильно высокой;
- есть условия для организации совместной деятельности;
- нет грубых нарушений в словопроизношении;
- можно общаться, используя написанные слова и фразы, изображения, картинки.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Речевые осложнения ДЦП
При описываемом заболевании нарушается речедвигательный анализатор. Из-за этого отмечается некорректное произношение букв или звуков. Ситуация осложняется особенностями голоса, техникой дыхания и темпом при попытках произнести слова.
У многих пациентов наблюдаются сложности при удержании головы, напряжении шеи. Это способствует возникновению вторичных функциональных аномалий, делает речь еще менее понятной, блокирует стабильную деятельность звукопроизносящих структур.
Влияет на движения губ, языка, щек и высокий мышечный тонус в конечностях. Из-за того, что даже самое простое движение дается человеку с трудом, его речевые мышцы постоянно оказываются перенапряженными, как и все тело. Не следует забывать о существовании тесной связи между мелкой моторикой, которая при ДЦП совсем не развита, и речью.
При обследовании больных специалисты часто выявляют:
- дизартрию;
- задержки речевого и психического развития;
- алалию (все составляющие словопроизношения нарушены, хотя интеллектуальные способности сохранены).
У детей-инвалидов есть рефлексы, которые не угасли своевременно. Они неконтролируемо открывают рот, совершают движения языком. Все это затрудняет коммуникацию.
Какие ошибки нельзя допускать в процессе развития коммуникативных навыков
Не всегда родители понимают, как правильно вести себя с больным ребенком, чтобы поспособствовать его развитию. Они допускают такие серьезные ошибки, как:
игнорируют сигналы, подаваемые чадом, его гримасы, взгляды;
- не стимулируют попытки общения, не пытаются повысить мотивацию для улучшения взаимодействия;
- отвергают альтернативные методики невербальной коммуникации, не хотят даже допускать мысли о том, что ребенок никогда не сможет говорить, хотя медицинское обследование показало именно такой неблагоприятный исход;
- придерживаются гиперопекающего стиля воспитания, из-за чего ребенок становится еще более беспомощным.
Почему важно уделять внимание совершенствованию коммуникативных навыков
Проблемы с артикуляцией плохо отражаются не только на произношении, как думают многие. Они напрямую влияют на восприятие обращенной речи.
Больной не всегда понимает, что ему говорят. Это негативно сказывается на развитии его когнитивных функций и возможности успешной коммуникации, создает сложности в процессе адаптации, социализации.
Другие причины речевых нарушений
То, что ребята с ДЦП обычно плохо или непонятно разговаривают, обусловлено не только аномальными анатомическими изменениями. Есть и другие причины.
Во-первых, такие дети имеют низкий уровень активности. Как правило, они пассивны и очень медленно изучают окружающий мир. У них нет потребности в общении и изучении новой информации, поэтому их словарный запас пополняется слишком медленно. Круг их общения всегда небольшой. В него входят лишь близкие родственники.
Хорошо, если больной начнет взаимодействовать с опытной патронажной сестрой, которая будет заниматься его здоровьем и развитием на профессиональном уровне.
Второй негативный момент связан с тем, что обеспокоенные мама и папа стараются оградить свое чадо от всех потенциальных проблем. Они предвосхищают все его просьбы и желания, предугадывают слова по первым звукам. Из-за этого потребность в освоении языка автоматически отпадает. Это не есть хорошо. Ребенок должен развиваться, стараться произносить буквы, что-то делать руками для улучшения моторики.
Где искать помощь
С больными детками должен заниматься логопед-дефектолог. Уроки следует проводить, как минимум, два-три раза в неделю. Ежедневно ребенок должен выполнять упражнения, рекомендованные специалистом.
Следить за тем, как он это делает, может патронажная сестра. Она будет хвалить своего подопечного, направлять его, давать полезные советы. Практика показывает, что больные детки более охотно и эффективно занимаются со специально подготовленным персоналом, чем со своими родителями. С мамой и папой они гораздо чаще капризничают, что мешает достижению хороших результатов и переходу на новый уровень коммуникативного развития.
Если больной замкнулся в себе, находится в состоянии депрессии, демонстрирует аутистические наклонности, следует пригласить домой к нему детского психолога. Эксперт поможет разобраться с возникшей проблемой. Главное — не пускать ситуацию на самотек, так как в последующем преодолеть ее будет сложнее.
Если ребенок не может говорить
При ДЦП такое бывает довольно часто. Не нужно отчаиваться. Стоит прибегнуть к альтернативным способам коммуникации. Хорошо себя зарекомендовали такие программы:
- Метод пиктограмм. Речь идет об использовании изображений символов, заменяющих слова. Такие невербальные варианты можно применять в качестве временного или постоянного средства общения. Звуковой сигнал сопровождается демонстрацией пиктограммы. На последней могут быть нарисованы элементы, которые обозначают самые примитивные действия.
- Специальный календарь. Представляет собой символическую систему коммуникации, в которой предметы-символы обозначают каждодневные действия в определенный промежуток времени. Благодаря ему больной запоминает, что ему нужно сделать в течение дня: умыться, одеться, позавтракать, позаниматься, сходить на прогулку и пр.
- Система обмена карточек PECS. Техника позволяет ребенку самостоятельно инициировать общение путем показа карточки. В обмен на картинку он получает желаемый предмет или какую-то услугу. Со временем больной приходит к пониманию того, как строить предложения, применяя лишь картинки. Ведь слова он произносить не может.
- Методика «Макатон». Уникальная языковая программа, предусматривающая применение символов и жестов, подкрепленных речью. Движения руками, мимика, зрительное сопровождение делают сказанное более понятным, облегчают донесение информации до собеседника.
Специалисты службы «103 Скорая помощь» знают, как эффективно взаимодействовать с пациентами, страдающими ДЦП. Они отлично общаются с теми детьми, которые разговаривают плохо или не делают этого вообще. Принимают меры, благодаря которым коммуникативные способности их подопечных существенно улучшаются. Если вам нужен помощник по уходу за ребенком, звоните: +7 (495) 796-78-74 или 8 (800) 600-49-96.
Учет индивидуальных возможностей пациента с ДЦП
То, что может использоваться при работе с одним больным, нередко совершенно не подходит другому. Диагноз ДЦП требует персонифицированного подхода. В противном случае все предпринимаемые попытки улучшить состояние ребенка окажутся бесполезными.
Нужно проводить обучение тогда, когда человек в нем заинтересован и хорошо себя чувствует. Следует придерживаться принципа поэтапности и не форсировать события, не ждать слишком многого от больного. Очень важно не демонстрировать ему свое разочарование, не кричать и не критиковать. За малейшие успехи следует хвалить, чтобы повысить мотивацию на освоение речи.
Литература:
- Визель Т. Г. Как вернуть речь. — М.: В. Секачев. — 2010. — 2016 с.
- Ощепкова М. А. Счастье рядом, или Полноценная жизнь с ДЦП. — Иркутск: Аспринт, 2015. — 79 с.
- Симонова Т. Н. Комплексная оценка функциональной независимости детей с психоневрологической инвалидностью. — Астрахань: ГУП ИПК «Волга». — 1999. — 31 с.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии