Содержание:
- Основные требования к медработникам
- Программы обучения
2.1. Симуляции
2.2. Кейс-метод
2.3. Учеба в клинике
2.4. Техники перекрестного типа
2.5. Обмен опытом - Ваша служба спасения
Бригады медицины катастроф каждый день сталкиваются с нестандартными ситуациями и выходят из них с честью. Это происходит, в том числе, благодаря обучению медицинского персонала, который периодически направляется на курсы повышения квалификации. Сегодня поговорим о требованиях к работникам медицины, об учебных программах подготовки в этой отрасли.
Ваш близкий заболел или с ним случилась беда? Без промедлений звоните в службу «103 Скорая помощь» по телефону +7 (495) 796-78-74, а также 8 (800) 600-49-96 (горячая линия).
Основные требования к медработникам
Чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют к себе внимания медперсонала, который должен быть специально обучен, так как не каждый медик может справиться с данной проблемой. Чем грозит участие необученного персонала при действиях в экстремальных условиях? В первую очередь нарушаются терапевтические методы, произойдет неверная транспортировка пострадавших, будут совершены другие ошибки.
Рассмотрим качества, требующиеся профессиональным медикам:
- квалификационные знания и понимание методов сортировки больных;
- физическая и эмоциональная выносливость, готовность к общению и оказанию содействия людям в тяжелом состоянии;
- оказание скорой помощи согласно действующим в Российской Федерации законам;
- навыки лидера, способности организовывать других специалистов и родственников пациента, чтобы быстрее выполнить необходимые процедуры.
Медперсонал, работающий в условиях ЧС, должен обладать мужеством, быть спокойным и уравновешенным. От установок медиков зависит судьба людей.
Программы обучения
Как правило, применяется комплексное обучение. Такой формат дает возможность охватить все аспекты спасения раненых при ЧС. Рассмотрим, какие бывают тренинги, особенности учебы на выезде и другие техники.
Симуляции
Тренинги этого вида проводятся в виртуальной среде, поэтому их можно повторять много раз, чтобы добиться определенных успехов. Симуляционные тренинги являются современными направлениями в сфере улучшения профессиональных качеств. Цель их проведения — исключение прямых рисков для больных.
Отметим плюсы данного формата:
- становится проще провести оценку результатов;
- есть возможность выработать особый алгоритм действий, который подходит для редких заболеваний;
- обучающийся может отследить динамику состояния пациента, так как его реакции отражает тренажер;
- развивается клиническое и логическое мышление у обучающегося.
Суть метода — в создании реальных кейсов, связанных со стрессом. Симуляция помогает дать оценку ситуации, не волнуясь за состояние человека, так как все происходит в виртуальной реальности. Примером симуляции могут служить тренинги по сердечно-легочной реанимации.
Тренировочные действия выполняют на тренажере — манекене, который полностью заменяет реакции человека на стресс. На нем удобно отработать манипуляции с кислородной маской, техники дыхания «рот-в-рот» и другое.
Работа с манекенами может осуществляться на начальном и продвинутом уровнях. В последнем случае берутся более совершенные манекены. На них производится симуляция сложных операционных вмешательств, оказывается помощь при тяжелых травмах.
Кейс-метод
В медицине не всегда все идет по плану, постоянно возникают неожиданные ситуации. Кейс-метод предназначен для решения проблем, у которых отсутствует четкая структура. Программа включает две части:
- Описательная — конкретные сведения о ситуации, которая может произойти на практике. Чтобы обучаемые погрузились в кейс, используются методики ситуационного обучения, связанного с реальными жизненными условиями и профессиональной карьерой учащегося.
- Теоретическая — подразумевает наличие методических пособий, из них учащиеся смогут получать необходимые знания самостоятельно.
Кейсы в основном составляют врачи, которые на практике сталкивались со сложными проблемами. Обязательно должны быть вводные, к ним относят анамнез пострадавшего — возраст, сопутствующие заболевания, симптомы, картину жизни, жалобы, анализы, если их есть возможность получить.
Кейс обсуждается в группе слушателей, которые высказывают собственные мнения по вопросу лечения пациентов. Таким образом вырабатывается предварительная терапевтическая стратегия.
Учеба в клинике
Учения по сценарию практикуют многие больницы. Причем сценарий формируется не только для ЧС, но и для каждодневных случаев, происходящих в медицинском учреждении. К примеру, есть сценарий оказания помощи пациенту, у которого случился инсульт. Слушатели должны объяснить последовательность собственных действий.
Для ЧС проводится следующее обучение:
- Поступление в больницу большого количества раненых. В приемном покое организовывают сортировку поступающих пациентов в зависимости от их состояния. Сначала занимаются пострадавшими, находящимися в критическом состоянии. Для этих целей в приемное отделение приглашают хирургов, травматологов и реаниматологов. Для проведения обучения засекают время, врачи обязаны уложиться в норматив, так как известно, что промедление в критическом положении может закончиться плачевно.
- Работа с больными, имеющими хронические патологии, находящимися на месте происшествия. Врачи сразу получают базовые вводные. Медперсонал обязан быстро оценить состояние пациента и выработать тактику лечения. Такой сценарий может быть разработан для пострадавших при пожаре, от радиоактивного облучения, огнестрельных ранений.
Перечисленные сценарии повышают уровень профессионализма врачей, которые по долгу службы вынуждены действовать в реальной жизни. Проработав последовательность действий, доктор не допустит роковых ошибок, из-за которых гибнут люди, оказавшиеся в сложной ситуации. Благодаря полученному опыту врачи без волнений справятся с наплывом больных.
Техники перекрестного типа
Данные техники предназначены для работы команды, так как именно совместными усилиями удается оказать пациенту своевременную помощь. Слаженная работа групп медперсонала позволяет сократить время на медицинские манипуляции, прогноз для пострадавшего улучшается.
Перечислим главные принципы техник:
- Безотлагательное распределение ролей, каждый член группы обязан знать свои обязанности. Обычно их распределяют более опытные коллеги, поддерживающие и контролирующие молодых медиков.
- Формирование плана учебы, который учитывает, какие знания должен получить каждый из присутствующих на мероприятии. Также в плане определяются сроки получения навыков.
- Общение и вовлечение в общий процесс всех участников, они делятся своими мнениями по поводу происходящего.
- Оценка результатов, рекомендуется на каждом этапе отмечать прогресс в учебе. Необходимо также предоставлять обратную связь, обращать внимание на положительные случаи.
Техники считаются очень эффективным инструментом обучения врачей. Есть только одна проблема — загруженность докторов, которые не могут полноценно участвовать в мероприятиях из-за усталости на основном месте работы.
Обмен опытом
Способ, который был очень популярен еще в СССР. Сейчас методика обмена знаниями и опытом приобрела несколько иные формы:
Тренинги — на них слушатели получают инновационные знания. Их учат применять современные медицинские техники, рассказывают о схемах назначения препаратов. Тренинги оттачивают полученные в университете навыки, профессионализм. Эта учебная технология развивает софт-навыки, то есть умение взаимодействовать с коллегами и пациентами. Обычно занятия проводит спикер, поддерживающий связь со всеми участниками проекта.
- Курсы — этот формат учебы требуется для получения практических и теоретических навыков. Курсы помогают восполнить проблемы в знаниях, получить актуальные сведения, повысить свой профессиональный уровень. На курсах медицины катастроф особое место занимает травматология, восстановление витальных функций, основы транспортной иммобилизации и т. д.
- Мастер-классы — другими словами, это проработка кейса под руководством опытного врача. Он создает для слушателей ситуацию, в которой они действуют определенным образом. После этого все обсуждают допущенные ошибки, озвучивают нюансы и приходят к единственно верному решению.
Обучение докторов — обязательная часть их профессионального развития. При ЧС задействуют опытных медиков, вооруженных новыми знаниями. Только в этом случае удастся спасти пострадавших при авариях людей.
Ваша служба спасения
Частная служба «103 Скорая помощь» помогает в трудных случаях со здоровьем, осуществляет патронаж и перевозку больных. К вам приедут в любое время суток, мы работаем в режиме 24/7. В службе трудятся высокопрофессиональные доктора и медсестры. Они готовы оказать также скорую психологическую помощь.
Обращайтесь к нам по телефону +7 (495) 796-78-74 и круглосуточному номеру 8 (800) 600-49-96.
Литература:
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. — М.: Высшая школа, 2008. — 592 c.
- Левчук И. П., Третьяков Н. В. Медицина катастроф; ГЭОТАР-Медиа — Москва, 2013. — 240 c.
- Сидоров П. И., Мосягин И. Г., Сарычев А. С. Медицина катастроф; Академия — Москва, 2012. — 320 c.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии