Содержание:
- Особенности слепоглухих
- Психологические сложности
- Трудности в общении
3.1. «Словесники»
3.2. «Жестовики» - Психология взаимоотношений с подопечным в рамках патронажа
- Технические средства для адаптации слепоглухих
Еще совсем недавно считалось, что люди, лишенные слуха и зрения, никогда не смогут быть полноправными членами социума. Но благодаря развитию тифлосурдопедагогики сегодня во многих случаях удается сформировать из них разносторонние личности. Естественно, при условии, что с ними длительное время будут заниматься специалисты с глубокими теоретическими познаниями и большим практическим опытом, хорошо знакомые с особенностями человеческой психики.
Частная служба «103 Скорая помощь» предлагает услугу — патронаж для слепоглухих пациентов, которую оказывают специалисты с медицинским образованием. Задать уточняющие вопросы и оформить вызов можно, позвонив на бесплатную горячую линию +7 (495) 796-78-74 или на бесплатную горячую линию 8 (800) 600-49-96.
Особенности слепоглухих
Лица, лишенные зрительной и слуховой функции, по праву относятся к самой тяжелой группе инвалидов. Ведь у них существуют значительные препятствия и трудности в социальной жизни.
Люди со слабым зрением отчасти компенсируют этот недостаток в общении с окружающими за счет слуха и осязания, а лишенные способности воспринимать звуки — зрительной функцией. Совсем иначе обстоит дело у тех, кто не может ни слышать, ни видеть. У них компенсаторную роль начинают нести осязание, кожно-двигательная и вибрационная чувствительность.
Для оценки адаптации к жизни с нарушениями слуха и зрения инвалиды делятся на несколько подгрупп:
- полностью слепоглухие;
- с незначительно сохраненной зрительной и слуховой функцией;
- слабовидящие глухие;
- слабослышащие слепые;
- слабослышащие и слабовидящие.
С учетом речевого мышления и языка выделяют три типа больных:
«словесники» — человек перестал слышать уже после того, как у него произошло полное формирование речи;
- «жестовики» — их язык представлен жестами, что создает определенные затруднения при их взаимодействии с другими людьми, не знакомыми с ними;
- «немые» — отсутствует способность «разговора» с окружающим как языком фонетики и лексики, так и жестов.
Для правильной организации поддержки при нарушении слуха и зрения требуется учитывать то, к какому конкретному виду относится инвалид. Но при этом для всех них характерен и ряд общих проблем:
- ограничение жизненного пространства пределами комнаты, невозможность без посторонней поддержки пользоваться общественным транспортом, посещать лечебные учреждения;
- существенные трудности в общении с другими членами социума, не обладающими специфическими знаниями;
- резкая социальная изоляция;
- ограничение или полное отсутствие доступа к книгам, телевидению, радио, Интернету.
Однако при грамотной организации обучения слепоглухих эти затруднения удается значительно сгладить.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Психологические сложности
Взрослые, ослепнув и перестав слышать, пребывают в состоянии сильнейшего психоэмоционального шока. У них полностью меняется весь образ существования. Они уже не могут выполнять свои профессиональные обязанности, путешествовать, общаться с друзьями как прежде. У них появляются сложности в быту.
Все это становится причиной психоэмоциональных нарушений — депрессии, раздражительности, агрессивности. Близкие, не зная, как помочь своему члену семьи, впадают в панику, у них часто развиваются психосоматические заболевания.
Потеряв способность видеть и слышать в раннем возрасте, дети достаточно быстро перестраиваются на иные виды чувствительности. При грамотной организации обучения слепоглухих и уходе за ними получается выработать навыки восприятия объектов, «разговоров» с другими людьми. При своевременном обращении к врачам и коррекционным педагогам удается сформировать у ребенка чувственные контакты с миром, примирить его с изменившимися условиями.
Трудности в общении
Здоровые люди во время разговора задействуют не только артикуляцию и слух, но и визуально наблюдают за своим собеседником, оценивают его двигательные и эмоциональные (улыбка, гримаса раздражения и т. п.) реакции. У слепоглухих эти механизмы утрачиваются. Во время взаимодействия с ними возникает потребность выработки совершенно новых навыков восприятия, основанных на использовании других органов чувств. Давайте кратко рассмотрим, какие трудности появляются с разными категориями пациентов.
«Словесники»
Возникает необходимость в приспособлении словесной речи к измененным сенсорным условиям. Теперь у слепоглухого происходит смена звуковой формы речи на тактильную, например, письмо по Брайлю или начертание букв на ладони. То есть ему фактически не нужно изучать новый вид речи, а просто требуется перестроиться на иные знаковые системы, заменяющие звуковые.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
«Жестовики»
Учебная программа для слепоглухих для них более сложная, чем в первой ситуации. С ними проводятся регулярные занятия, целью которых является перестройка сенсорики, то есть на смену зрительным образам должны прийти жесты в осязательных и тактильных формах. На втором этапе инвалида обучают языку жестов.
Одновременно этими же навыками овладевают и его родные. Только таким образом можно добиться социализации лиц с двойной инвалидностью, значительно повысить качество их жизни.
Психология взаимоотношений с подопечным в рамках патронажа
В работе с слепоглухими важно уделять особое внимание правильным межличностным взаимодействиям. Это имеет основное значение в процессе обучения, влияет на степень их социальной активности. Однако общение с ними сопряжено с рядом этико-психологических проблем, лежащих в сфере:
философских взглядов;
- общечеловеческой морали;
- профессиональной этики.
Поэтому при организации помощи пациентам с ограничениями слуха и зрения очень важно, чтобы между ними и работниками патронажа существовала максимальная психологическая совместимость.
Беседы должны быть интересными и содержательными, несмотря на многие «технические» сложности (письмо на ладони, дактильная речь и т. п.). В противном случае неизбежны конфликтные ситуации, в результате которых подопечные отказываются от занятий, выполнения каких-либо просьб. Помимо этого, «восстающие» индивиды начинают несправедливо обвинять своих патронажных работников, тифлосурдопедагогов.
Еще одна сложность в работе с ними — это проблема «паразитирования и иждивенчества». Ее суть заключается в том, что больной отказывается от выполнения любых действий, например, самостоятельного приема пищи или умывания, возлагая все эти обязанности на своих помощников.
Работники патронажа учитывают это обстоятельство в своей профессиональной деятельности, мягко, но настойчиво стимулируют лицо с ограниченными слуховыми и зрительными возможностями к самостоятельности.
Психологическая поддержка при двойных нарушениях, регулярные занятия, полноценный уход — все это позволяет добиться высокой степени компенсации, которая поможет индивиду не просто получить профессию, а даже стать общественным деятелем с международной известностью, как, например, Элен Келлер.
Она в возрасте 19 месяцев после перенесенного в тяжелой форме менингита перестала слышать и видеть. Но благодаря поддержке и регулярным занятиям с педагогом Энн Салливан девушка смогла не только закончить среднюю школу, но и получить высшее образование. В дальнейшем Элен стала известной писательницей, лектором и общественным деятелем.
Технические средства для адаптации слепоглухих
Современные инновационные технологии дают возможность слепоглухим «увидеть» мир, наладить контакт с другими людьми. Например, лицам с полностью потерянным зрением и незначительно сохраненным слухом инженеры предлагают «звуковые очки» — устройство подмены восприятия.
На смартфон пользователя устанавливается программа, при помощи которой видимая камерой картинка трансформируется в звуковой ряд. Принцип работы прибора заключается в следующем — линии, направленные вниз, соответствуют нисходящим тонам, а идущие вверх — восходящим.
Естественно, вначале в подобных очках предметы воспринимаются человеком как достаточно сложный звуковой «этюд». Но после тренировочного курса он приобретает способность определять местоположение и расположение бытовых предметов, позы людей и т. д.
Методы интерактивного обучения для слепоглухих пациентов включают в себя и использование особой «виртуальной трости». Она функционирует по принципу эхолота. Расположенный в ней датчик посылает ультразвуковой сигнал, который достигает поверхности находящегося впереди предмета, отражается и улавливается приемником «трости». Затем полученный сигнал трансформируется в вибрацию. По ее силе человек может осознать расстояние до предмета, «изучить» его контуры.
При нейросенсорной тугоухости вернуть людям возможность слышать позволяет хирургическое вмешательство — кохлеарная имплантация. Однако после операции требуется длительная реабилитация, направленная на обучение их умению «слышать и распознавать» звуки. Без нее имплант будет просто бесполезным, хотя и очень дорогим слуховым аппаратом.
В работе с инвалидами с двойными нарушениями важно понимать, что мы наблюдаем красоты мира и наслаждаемся его звуками не столько глазами и ушами, сколько головным мозгом. А он обладает высокой нейропластичностью. Поэтому требуется начинать занятия со слепоглухими как можно раньше, проводить их активно и длительно, привлекая к ним опытных специалистов — тифлосурдопедагогов, реабилитологов, неврологов, хирургов и др.
Если вашему близкому требуется медицинский патронаж, то вы всегда можете заказать эту услугу в частной службе «103 Скорая помощь». Позвоните в любое время суток по телефону +7 (495) 796-78-74 или на бесплатную горячую линию 8 (800) 600-49-96.
Литература:
- Басилова Т. А. — Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И. Мещеряковым (к 85-летию со дня рождения) // Культурно-историческая психология, том 4, № 3, стр. 17–24, 2008 год.
- Мещеряков A. M. — Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология, №3, 1973 год.
- Мещеряков A. M. — Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов // Специальная школа, выпуск 6 (126), 1967 год.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии