Содержание:
- Общая информация о тугоухости
- Технические средства для слуховой адаптации
- Обучение слабослышащих
- Нарушения слуха и уход
В нашей стране порядка двенадцати миллионов граждан имеют слуховые нарушения, из них более 600 тысяч — это дети и подростки. Тугоухость бывает врожденной и приобретенной.
Если она развивается у пожилого человека, существует высокий риск возникновения ментальных проблем, закомплексованности, так как дефицит социального взаимодействия отрицательно сказывается на психоэмоциональной стабильности людей преклонного возраста. Требуется комплексная систематическая поддержка при проблемах со слухом.
Заказать патронаж для слабослышащих можно, позвонив по телефону +7 (495) 796-78-74 или бесплатному номеру горячей линии 8 (800) 600-49-96 в частную службу «103 Скорая помощь». Оператор подробно расскажет вам, что включает в себя услуга, и как сиделки оказывают помощь пациентам с аудитивными нарушениями.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Общая информация о тугоухости
Различают три вида больных с дефектами слуха:
- глухие, у которых болезнь появилась в течение жизни, и их речь отчасти сохранилась;
- глухонемые — с врожденным отсутствием слуха и речи;
- слабослышащие — у них сохранилась речь и отсутствуют умственные патологии.
Медики делят причины глухоты на врожденные и приобретенные. В первую группу входит осложненное течение беременности (гестоз, перенесенные женщиной в период гестации инфекционные заболевания, травмы ребенка в утробе, прием беременной алкоголя, наркотических или ототоксических препаратов).
Среди причин приобретенной тугоухости доктора называют:
- перенесенный менингит, неврит слухового нерва, осложнения после гриппа, свинки, частые отиты, хронические болезни ЛОР-органов;
- интоксикация в результате употребления ототоксических средств;
- последствия механических повреждений и контузий;
- поражение отделов слухового анализатора вследствие черепно-мозговых травм, кровоизлияния в головной мозг, новообразования, перенесенного энцефалита.
При врожденной тугоухости у человека отсутствует барабанная перепонка, наблюдается недоразвитие внутреннего уха или заращение наружного слухового прохода. Среди последствий глухоты врачи называют:
- проблемы с функционированием вестибулярного аппарата;
- искривление позвоночника;
- отсутствие речи;
- сложности с ориентацией в пространстве;
- отставание в развитии интеллекта;
- трудности с выстраиванием коммуникации;
- нарушение сенсорных и статодинамических функций.
То есть люди с такой патологией получают инвалидность, так как у них ограничена жизнедеятельность. Чтобы взаимодействовать с окружающими, учиться, реализовываться в профессиональной сфере, им требуется использование вспомогательных средств или помощь других лиц, в том числе — в рамках патронажа.
Технические средства для слуховой адаптации
Сурдотехнические приборы для глухих и тугоухих — это специализированные приспособления, которые помогают замещать дефекты слуха и способствуют активной адаптации больного к социуму. К ним относятся:
- аналоговые или цифровые слуховые аппараты, преобразующие сигнал, который создается источником звука так, чтобы он мог быть воспринят пациентом с достаточным уровнем слухового ощущения;
- сигнализаторы звука, создающие дополнительную подсветку или вибрацию;
- телевизоры с телетекстом для отображения субтитров;
- телефоны с текстовым выходом;
- аппараты голосообразования.
Данное техническое оборудование помогает людям с тугоухостью повысить качество жизни. Оно подбирается индивидуально в зависимости от вида и степени дефекта. Его использование позволяет частично возместить неудобства, которые связаны с невозможностью восприятия окружающих звуков.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Обучение слабослышащих
У глухих детей присутствует значительное отставание в развитии словесно-логического мышления, им сложно находить связь между признаками, предметами, действиями и словами, которые используются для их обозначения.
Родителям рекомендуется приложить немало усилий для комплексного развития ребенка-инвалида, однако сегодня ничего невозможного нет. Разработаны специальные учебные программы для слабослышащих, которые способствуют адаптации пациентов к окружающей действительности и дают им возможность найти свое место в мире.
Речь и слух взаимосвязаны, то есть чем хуже индивид слышит, тем больше сложностей у него возникнет в освоении лексики, грамматики, фонетики. При абсолютной глухоте ребенок не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками, если ему не будет оказана грамотная медицинская, педагогическая и психологическая помощь.
С глухими детьми работают сурдопедагоги в специализированных коррекционных учреждениях. Они демонстрируют им, как функционирует речевой аппарат и как им пользоваться.
Если речь идет о слабослышащих детях, при обучении применяются слуховые аппараты. Ребенок способен слышать звуки, на их основе формируются речевые навыки, однако коррекционное взаимодействие с сурдопедагогом также необходимо.
На сегодняшний день задействуются устный, жестовый, билингвистический и интерактивные методы обучения слабослышащих. Также существует верботональная методика, алгоритм Э. И. Леонгард и другие способы с доказанной эффективностью. В каждом случае специалисты используют индивидуальный подход, учитывая стадию болезни и ее клинические проявления.
Нарушения слуха и уход
При врожденной тугоухости индивид постепенно приспосабливается к такому образу жизни. Если глухота развивается у пожилых граждан, они теряются, поддаются панике, не понимают, как жить, утратив один из способов ориентироваться в окружающей действительности.
В такой ситуации родственники должны оказать психологическую поддержку и создать безопасные жизненные условия. Один из рациональных вариантов — подбор квалифицированной сиделки, которая сможет организовать правильный уход и оказать психологическую поддержку при проблемах со слухом.
Зачастую пенсионеры узнают от членов семьи о том, что они стали хуже слышать. Причем на начальном этапе они обычно не замечают проблем, и неприятное известие становится для них большим стрессом. Патронажные сестры знают, как выстраивать общение со слабослышащими, чтобы минимизировать уровень их дискомфорта.
Рекомендуется говорить четко, небыстро, непосредственно перед лицом подопечного, чтобы он видел мимику и частично распознавал фразу по губам. Также они обучают пациентов системе простых жестов, которые легко задействуются в быту. При обсуждении сложных вопросов лучше дополнительно использовать схемы и рисунки, если у человека отсутствуют проблемы со зрением.
Профессиональная сиделка будет учитывать, что на фоне прогрессирующей сурдопатологии возможно обострение подозрительности, обидчивости, сварливости. Иногда подопечные не желают общаться, стремятся к уединению, отказываются кушать, демонстрируют проявления депрессивного расстройства. Сотрудница патронажа сможет найти подход к больному, учитывая особенности его характера.
Не стоит оставлять слабослышащего пенсионера одного, так как это небезопасно. К тому же при тугоухости повышается вероятность развития ментальных расстройств. Сиделка будет оказывать содействие в бытовых вопросах, сопровождать подопечного на прогулках, организовывать его досуг и поддерживать психологически. Все это способствует адаптации к жизни с нарушениями слуха, обеспечивает двигательную и интеллектуальную активность, жизненный интерес.
Бывает так, что пожилому выписали слуховой аппарат, а он им не пользуется. Очень часто бабушки и дедушки не умеют самостоятельно настраивать и использовать данное приспособление, поэтому сиделка в рамках патронажа им помогает и контролирует, чтобы наушники содержались в чистоте, батарейки были заряжены, а само устройство работало без перебоев.
Опытные сотрудники службы патронажа знают основы возрастной психологии, этики, правила общения с глухими, проявляют уважение и доброжелательность, терпимость и эмпатию по отношению к подопечным, соблюдают такт. Все это позволяет минимизировать психоэмоциональный дискомфорт пенсионера и исключить степень того, что он начнет чувствовать себя неполноценным человеком.
При организации прогулок сиделки знают, что подопечного нужно держать за руку. Это требуется для контроля его безопасности при переходе дороги и снижения риска получения травм. Не надо совсем отказываться от посещения улицы, так как свежий воздух оказывает положительное воздействие на общее самочувствие индивида.
Также сиделки обучают членов семьи, как правильно общаться с больным. Не стоит злиться и раздражаться, если пенсионер не слышит фразу с первого раза. Можно привлечь его внимание, взяв его за руку, а затем медленно и спокойно произнести свое высказывание, можно также дополнять коммуникацию записями, схемами и рисунками.
В рамках патронажа медсестры следят за сбалансированностью рациона подопечного, оказывают содействие в кормлении и выполнении санитарно-гигиенических процедур, контролируют прием лекарств, проводят сеансы массажа и лечебной физкультуры.
Не следует полагать, что слабослышащий сможет обойтись без патронажа. Если он живет один, нужно понимать, что он может забыть закрыть кран и не услышать, как шумит вода, не отреагировать на звук пожарной сирены, звонка в дверь. Ему проблематично и опасно одному ходить за продуктами, в больницу, гулять.
Именно поэтому найм профессиональной помощницы станет оптимальным решением. Позвоните в частную службу «103 Скорая помощь» по телефону +7 (495) 796-78-74 или бесплатному номеру горячей линии 8 (800) 600-49-96, и мы подберем для вас высококвалифицированного специалиста в сфере патронажа, принимая во внимание все ваши требования и пожелания.
Литература:
- Практическое руководство по сурдологии А. И. Лопотко, И. П. Бердникова, М. Ю. Бобошко и др. — 2020.
- Клиническая оториноларингология: Руководство для врачей / В.И. Бабияк, Накатис Я.А. — СПб.: Гиппократ, 2005. — 800 с.
- Практическое руководство по сурдологии / А.И. Лопотко [и др.]. — СПб.: Диалог, 2008. — 274 с.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии