Содержание:
- Медицинская этика
- Принципы деонтологии применительно к патронажу
2.1. Полнота медицинской помощи
2.2. Пациентские права и автономия
2.3. Справедливость
2.4. Милосердие - Как выстроить отношения
3.1. «Медсестра — пациент»
3.2. «Медсестра — родственники»
3.3. «Медсестра — коллеги» - Как проходит обучение
Показателем профессионализма медиков считается не только их умение четко, быстро и с минимальной болезненностью выполнять различные манипуляции, но и манера вести себя так, как того требуют положения медицинской этики и деонтологии.
Сотрудники частной службы «103 Скорая помощь» хорошо знают, как следует выстраивать взаимоотношения с пациентами и их родственниками, скрупулезно соблюдают этические принципы в патронаже. Заказать услугу по уходу за тяжелобольными или престарелыми людьми можно, позвонив в любое время суток на бесплатную горячую линию +7 (495) 796-78-74 или на городской номер 8 (800) 600-49-96.
Медицинская этика
Представляет собой одно из направлений общей этики, изучает правила и нормы взаимодействия медработников с пациентами и их ближайшим окружением. Считается, что прародителем этого научного направления является Гиппократ.
Патронажные работники (медсестры, фельдшеры) должны хорошо понимать такие морально-нравственные понятия, как совесть, честь, достоинство долг. Они своим терпением, спокойствием и душевной теплотой вызывают доверие подопечных, дарят им веру в благоприятный исход. Поэтому медики обязаны следить за своим внешним видом, речью, взглядом, мимикой, осанкой.
Одним из подразделов медицинской этики является деонтология, которая изучает вопросы профессионального поведения медперсонала. По отношению к патронажным работникам она предъявляет целый ряд требований:
- тщательное соблюдение субординации;
- высокий профессионализм;
- проявление уважения ко всем лицам, принимающим участие в диагностике и лечении;
- конфиденциальность медицинской информации.
Сиделки при выполнении своих обязанностей должны руководствоваться «Этическим кодексом медсестер». Хотелось бы подчеркнуть, что равнодушное, а тем более бестактное, резкое отношение к подопечным ни в коем случае не может быть объяснено какими-либо причинами, например, жизненными сложностями или чертами характера медика.
Принципы деонтологии применительно к патронажу
Требования населения к качеству медобслуживания растут с каждым годом. И все чаще в обществе поднимаются вопросы, касающиеся этических и деонтологических принципов. А что это такое? Давайте поговорим подробнее.
Полнота медицинской помощи
Патронажные работники для оказания качественной диагностической, лечебной, реабилитационной или паллиативной помощи своим подопечным, а также для профилактики возникновения у них осложнений или иных патологий обязаны использовать свой опыт, современные методики и т. д.
Абсолютно все медработники регулярно проходят курсы повышения квалификации. Их программа не только знакомит слушателей с достижениями в области фармакологии, диагностики, терапии, но и включает в себя повторы теоретических знаний, позволяет совершенствовать практические навыки.
Пациентские права и автономия
В своей профессиональной деятельности сиделка всегда обязана помнить, что ее подопечный — это личность. При постановке задачи его следует воспринимать как цель, но ни в коем случае ни как инструмент ее выполнения. Кроме того, говоря об автономии, нужно подчеркнуть и другие ее основные принципы:
- проявление уважения к политическим, гражданским, культурным и религиозным убеждениям людей;
- право человека на решение о получении медпомощи, а также полный или частичный отказ от нее;
- перед проведением какой-либо процедуры подробно проинформировать индивида и получить его осознанное разрешение на ее выполнение;
- соблюдение конфиденциальности и защита данных о болезни и личной жизни граждан.
Принятие решения за лиц, находящихся в бессознательном состоянии, страдающих определенными психическими расстройствами или не достигших совершеннолетия, осуществляется их законными представителями — родителями малолетних, опекунами.
Справедливость
Все люди вне зависимости от своей национальной принадлежности, социального статуса, материального положения, вероисповедания имеют право на получение качественных медуслуг в полном объеме.
Оказывая помощь, патронажные сотрудники должны всегда помнить приписываемую Гиппократу фразу: «Primum non nocere». В переводе с латинского языка она звучит: «Прежде всего, не навреди». Этот принцип касается не только самого больного, но и его ближайшего окружения.
Достаточно часто в практической деятельности возникают ситуации, когда индивид настаивает на одном объеме лечебных манипуляций, а его близкие на другом. Правильный и справедливый выход тут только один: согласие на лечение и участие в нем либо отказ от медпомощи дается исключительно самим человеком, естественно, при условии его дееспособности.
Милосердие
В сестринском уходе как нигде важен принцип, приписываемый Парацельсу — «Твори добро!». В соответствии с ним патронажные сотрудники обязаны быть внимательными, чуткими, отзывчивыми. Все совершаемые ими профессиональные действия должны быть направлены исключительно на благо человека. Медицинские манипуляции допустимы лишь тогда, когда индивид не только способен, но и готов перенести их.
Однако медики не имеют права из чувства жалости отказываться выполнять болезненные процедуры. Это расценивается как неоказание помощи людям без уважительных причин, за что Уголовным кодексом предусмотрено наказание по статье 124.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Как выстроить отношения
Этика профессионального поведения лежит в основе взаимоотношений между всеми участниками лечебно-диагностического процесса. Рассмотрим основные модели.
«Медсестра — пациент»
В общении с подопечными среднему медперсоналу важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Особенности беседы. В разговоре с пациентом его следует называть по имени и отчеству. Недопустимы такие обращения, как, например, «тетя», «дедушка», и т. п. Речь медика должна быть сдержанной, но без официоза. Нельзя повышать голос, переходить на крик, даже если визави нарушает принятые в обществе правила поведения.
- Профилактика ятрогении. Рядом с больным не следует вести разговоры о его болезни, прогнозе. Беседуя с ним, нужно избегать пугающих слов, например, «опухоль», «аневризма» и т. д. Средний персонал не может ставить под сомнение и, тем более, критиковать врачебные назначения.
- Информированное согласие. Перед началом выполнения сложной и болезненной процедуры человеку следует разъяснить ее цели и задачи, этапы ее проведения. Это избавляет его от неизвестности, страха, снижает уровень стресса.
Сиделкам нужно всегда соблюдать баланс. С одной стороны они дарят своим пациентам заботу, сострадание и понимание, а с другой — в строгой, но тактичной форме отклоняют их нерациональные просьбы.
«Медсестра — родственники»
Близкие пациентов нередко активно вмешиваются в сестринский процесс. Они могут быть излишне эмоциональны и требовательны. Несмотря на это, сиделка не может терять хладнокровия и сдержанности.
Члены семьи часто интересуются у медсестер особенностями течения заболевания родного человека, результатами инструментально-лабораторных исследований, прогнозом. Однако сотрудницы не обладают правом предоставлять им эти сведения, а должны посоветовать обратиться с этими вопросами к лечащему или дежурному доктору.
При осуществлении патронажа сиделки стремятся привлекать к уходу и психологической поддержке больного его близких. Они обучают их простым манипуляциям, в деталях рассказывая о технике и показывая выполнение на практике.
«Медсестра — коллеги»
Эффективность оказываемых гражданам медуслуг во многом зависит и от взаимоотношений, царящих в коллективе. Средний персонал обязан:
- тщательно и своевременно выполнять назначения врача;
- не допускать неуважительного отношения к своим коллегам;
- своевременно информировать врача об изменениях в состоянии подопечного.
Но если сиделка становится свидетелем того, что доктор отказывает пациенту в одном препарате, настоятельно рекомендуя аналог, и при этом у него имеется в этом личная заинтересованность, то она должна сообщить о конфликте интересов заведующему отделением.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Как проходит обучение
Соблюдение патронажными работниками этических и деонтологических норм создает доверительные отношения с подопечным и членами его семьи, способствует формированию спокойной рабочей атмосферы. Чтобы внедрить их в повседневную деятельность, используют различные мероприятия:
- тренинги с участием психолога, посвященные развитию коммуникативных способностей, умению разрешать конфликтные ситуации;
- периодические опросы сестер по вопросам биоэтики, что позволяет выявить пробелы и скорректировать лекционный план;
- повторные семинары по этическим нормам и правилам, защите персональных данных.
Желательно, чтобы сиделки периодически проходили психологическое тестирование, направленное на выявление у них признаков выгорания, хронической усталости. Это позволяет своевременно предпринять необходимые меры, чтобы поддержать сотрудника, не допустить его нервного срыва.
Квалифицированные кадры частной службы «103 Скорая помощь» стремятся создать для пациентов максимально комфортные условия. Наши сиделки не только знакомы с вопросами биоэтики и деонтологии, но и соблюдают все их принципы на практике. Благодаря этому у них складываются продуктивные отношения со своими подопечными. Спокойная атмосфера снижает уровень стресса у больных, предотвращает выгорание медика. А все перечисленное значительно повышает качество медицинской помощи.
Если близкий вам человек высказал добровольность участия в программе патронажа, то заказать услугу можно, позвонив в любое время суток на бесплатную горячую линию +7 (495) 796-78-74 или на городской номер 8 (800) 600-49-96.
Литература:
- Беляева В. С. — Медицинская этика и деонтология // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, №9, 2012 год.
- Корнаухова Т. А. — Специфика профессиональной этики медицинского работника // Теория и практика общественного развития, №6, 2015 год.
- Семенова О. А. — Морально-этическая составляющая профессионализма будущего врача // Современные исследования социальных проблем, №7, том 8, 2017 год.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии