Содержание:
- Опасность гипотермии
- Клиническая картина переохлаждения
- Сложности перевозки
- Требования к автомобилям
- Правила использования отопительного оборудования в холодном климате
- Изделия для профилактики переохлаждения
6.1. Термоматрасы
6.2. Одеяла-конверты
Снижение температуры тела из-за климатических условий особенно опасно для пациентов в критическом состоянии. Даже незначительное переохлаждение провоцирует осложнения и удлиняет период реабилитации. Следить за состоянием больного и применять предупреждающие меры при транспортировке должны медицинские бригады.
Специальные амбулатории в суровом климате гарантируют комфортную перевозку пострадавших. Оборудованные автомобили есть у частной службы «103 Скорая помощь», связаться с которой можно по телефонам +7 (495) 796-78-74 и 8 (800) 600-49-96.
Опасность гипотермии
У 2/3 больных с травмами наблюдается физиологическая гипотермия, особенно если они живут в условиях сурового климата. Температура снижается из-за кровопотери, нарушения дыхательной функции, проблем в работе сердечно-сосудистой системы. Почему так важно предупреждать переохлаждение:
- Снижение летальности. Падение температуры до значений в -35 градусов Цельсия или ниже считается фактором смертности.
- Профилактика коагулопатии. У пациентов с переохлаждением наблюдаются специфические эффекты, затрагивающие сердце, сосуды, нервную систему, функции почек, гематологические показатели.
На прогрессирование гипотермии влияют начальная температура у пострадавшего, а также условия среды. Чем суровее климат, тем большего внимания и контроля требует пациент. Измерение показателя относится к приоритетным задачам при лечении травм на начальных этапах. Грамотная догоспитальная поддержка и перевозка в комфортных условиях с подогревом положительно сказывается на выживаемости, предупреждает опасные осложнения.
Клиническая картина переохлаждения
В суровом климате человеческое тело быстро теряет тепло через кожные покровы и в процессе дыхания. Теплопотеря прогрессирует при сильном ветре, высокой влажности воздуха. На теплопроводность влияет влажная одежда. Основными симптомами переохлаждения являются:
Дрожь. Эти способ продуцирования тепла за счет чрезмерной активности мышечных волокон. Просвет периферических сосудов также сужается, что замедляет теплопотерю.
- Урежение дыхания и частоты сердечных сокращений. Таким образом организм пытается замедлить патологический процесс. По мере переохлаждения наблюдается все более значимое ухудшение витальных функций.
- Сонливость и усталость. Типичные проявления снижения интенсивности работы нервной системы и мыслительных процессов. Если не оказать человеку помощь, то он может уснуть и не проснуться.
- Изменение неврологического статуса. Индивид демонстрирует замедленную речь, нарушения памяти вплоть до провалов. Он не может ответить на простые вопросы, вспомнить телефоны родственников. Не воспринимает длинных фраз и сложных словесных конструкций.
- Цианоз. Наблюдается посинение кожных покровов. Цианоз особенно заметен на открытых участках тела или зонах, непосредственно контактировавших с холодными поверхностями.
- Снижение двигательной активности. Постепенно движения угасают, и больной теряет сознание.
Незначительная теплопотеря не столь очевидна, поэтому часто остается незамеченной. Подобная ситуация может стать фатальной для перевозимого. Правильная транспортировка и профилактика гипотермии — ключевые условия выживаемости.
Сложности перевозки
Работа в областях с суровым климатом осложняется температурным режимом, но это не единственный нюанс. Медики сталкиваются с:
Непроходимостью дорог. Зачастую на обычном автомобиле невозможно преодолеть значительное расстояние, чтобы добраться до пострадавшего. Дороги отличаются низким качеством покрытия, могут быть завалены снегом или покрыты ледяным настом. В подобных областях для транспортировки больных используются внедорожники или адаптированные машины высокой проходимости.
- Удаленностью населенных пунктов. Города и поселки разбросаны на несколько сотен километров. Доставить человека в критическом состоянии в течение «золотого часа» просто невозможно. Для оказания помощи применяются специализированные амбулатории в суровом климате. Это врачебные или фельдшерские пункты, оборудованные основными диагностическими аппаратами и располагающие лекарственными средствами.
Часто попасть к пострадавшему можно только посредством медицинской авиации. Вертолетные площадки организуют у амбулаторий или используют другие места, подходящие для посадки.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Требования к автомобилям
Критерии оценки транспорта скорой помощи четко регламентированы. ГОСТ устанавливает и требования к отопительным системам, среди которых:
Теплоизоляция. Дополнительная теплоизоляция устанавливается на полу, потолке, боковых частях салона и дверях. Она должна обеспечивать сохранность тепла, если все окна и двери закрыты, а система отопления активирована. Недопустимо снижение температуры в контрольных точках более, чем на 1–2 градуса, если на улице до -25 градусов Цельсия.
- Автомобильный отопитель. Размещается в медицинском транспорте экстренной и реанимационной помощи. Оборудование должно работать автономно от базового подогрева машины. Обязательна термостатическая регулировка с шагом до 5 градусов. Система сохраняет эффективность при отключении вентиляции и использовании кондиционера в режиме циркуляции воздуха.
- Пульт контроля и управления. Направлен на постоянный мониторинг микроклимата в салоне. Монтируется на удобном месте, которое просматривается медиками, сопровождающими больного. При необходимости врач должен легко дотянуться до кнопок.
С 2018 года все автомобили скорой помощи комплектуются климат контролем. Последний должен остужать салон при нагревании на 10 градусов в течение 15 минут, а также прогревать машину в короткие сроки в условиях холода.
Правила использования отопительного оборудования в холодном климате
Важен не только тип установленной техники, но и правила эксплуатации. Нормы учитывают потребности пациента, актуальны:
- Включение при +5 градусах и выше запрещено. Использование автономных отопителей становится причиной перегревания салона. Это является негативным прогностическим критерием. Лучше использовать другие способы обогрева: тканевые или электрические одеяла.
- Если на термометре менее +5 градусов, то включаются все приборы. Необходимо использовать как отопитель в салоне, так и дополнительный обогрев двигателя. Требуется постоянно проверять показания контроллера, не допуская слишком высоких или низких температурных значений.
Изделия для профилактики переохлаждения
Адаптация транспортных средств предполагает применение специальных изделий с нагревательными элементами. Эти решения подходят для длительной транспортировки больных в стационар, перевозки между клиниками или доставки в амбулаторию. В суровом климате они используются повсеместно, потому что кратковременное нахождение человека на улице уже сопряжено с риском гипотермии.
Термоматрасы
Изготовлены из нетканого непромокаемого материала. Поверхность матраса отталкивает загрязнения и легко очищается с применением антисептических средств. Обогрев осуществляется за счет встроенного элемента. Изделие отличается автоматическим контролем заданного температурного режима и может работать автономно без подключения к сети.
Матрас кладут на носилки или тележки-каталки при низких температурах окружающей среды. Вес комплекта в среднем составляет 2–3 килограмма. Дополняется блоком-контроллером для быстрой смены режима.
Одеяла-конверты
Имеет форму конверта, застегивающегося на ворсовую молнию. Рекомендовано для обогрева пострадавших, перевозимых по холодным регионам. Одеяло располагают на носилках, а затем фиксируют посредством штатных креплений. Для питания изделие подключают к бортовой системе автомобиля. Нагревательные элементы сосредоточены в центральных и боковых участках. Общее поле воздействия — от 80 до 100 см от роста больного.
Изделия могут работать беспрерывно до 72 часов, разогреваясь максимум до 38 градусов. Конструкции одела оставляют руки транспортируемого свободными, поэтому при необходимости медики могут организовать сосудистый доступ.
Заключение
В специализацию медиков экстренных служб входят различные задачи, но профилактика гипотермии относится к важнейшим. Для перевозки людей в суровом климате используются оборудованные транспортные средства с климат-контролем и теплоизоляцией. Дополнительно бригады комплектуют изделиями с нагревательными элементами: одеялами и матрасами. Важно не только иметь их в арсенале, но и правильно применять их с учетом ситуации.
Оставить заявку на вызов и получить детальную консультацию от «103 Скорая помощь» можно в любое время. Звоните на горячую линию +7 (495) 796-78-74 и 8 (800) 600-49-96.
Литература:
- Экстренная медицинская помощь при острых заболеваниях и травмах. Руководство для врачей и фельдшеров. Н.Ф. Плавунов, 2021г.
- Экстренные и неотложные состояния. Учебное пособие для подготовки кадров высшей квалификации С.А. Сумин, К.Г. Шаповалов, 2019г.
- Acute Medicine. A practical guide to the management of medical emergencies Sprigings D., Chambers J.B., 2022г.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии