Содержание:
- Сбор информации от родителей
- Основные причины вызова скорой к детям
- Подробно о процессе диспетчеризации применительно к детям
- Правила реагирования на детский звонок
- Нюансы работы педиатрической бригады
5.1. Оснащение
5.2. Психологический аспект
5.3. Особенности диагностики и лечения
Комплексный процесс управления и координации, который обеспечивает своевременную и адекватную медпомощь, называется диспетчеризацией. Это не просто прием звонка, а целая система, которая позволяет диспетчеру СМП верно оценить обстановку, определить степень срочности и направить наиболее подходящую бригаду.
Диспетчеризация имеет особо важное значение, когда вызов осуществляется к ребенку или, тем более, если он звонит сам. Частная служба «103 Скорая помощь» предлагает оказание широкого спектра медуслуг как взрослым, так и детям.
Сбор информации от родителей
При заболеваниях самочувствие юных пациентов порой резко ухудшается буквально за несколько минут. Например, при высокой температуре тела у 2–5% малышей первых пяти лет жизни наступают фебрильные судороги.
Кроме того, детки не способны подробно описать свои симптомы, четко сформулировать жалобы. Поэтому в разговоре со звонящим диспетчер стремится задавать правильные вопросы, что позволяет получить более точную картину происходящего.
Болезнь сына или дочки — это всегда сильнейший стресс для мам и пап. Они находятся в состоянии близком к панике, оказываются неспособными четко и ясно изложить проблему, порой путаются в указании адреса, но при этом проявляют агрессивность, пытаются затеять конфликт.
Поэтому линейный диспетчер должен обладать навыками психолога. Ему требуется буквально несколькими фразами успокоить звонящего человека, получить от него информацию, вселить уверенность в благополучном исходе.
Основные причины вызова скорой детям
Согласно статистическим данным, наиболее часто вызов педиатрической бригады СМП осуществляют по следующим причинам:
затрудненное дыхание — острый стенозирующий ларингит, аллергия, приступ бронхиальной астмы;- нарушения сознания — от легкой заторможенности до комы, психомоторное возбуждение;
- генерализованные судорожные припадки;
- различные виды травм — черепно-мозговые, вывихи, переломы, порезы, ожоги, обморожения;
- отравления — средствами бытовой химии, ядовитыми растениями, лекарственными препаратами;
- температура тела свыше 39°С;
- многократная рвота и/или понос, особенно с примесью крови.
Экстренная помощь требуется и в ряде других случаев, например, при непрекращающемся в течение 15 минут носовом кровотечении.
Подробно о процессе диспетчеризации применительно к детям
Первый шаг — это установление контакта с позвонившим. Диспетчер должен успокоить человека и получить важные сведения. В таких случаях очень важна эмоциональная поддержка, которая помогает сосредоточиться. Поэтому разговаривать следует спокойно, задавая максимально короткие и четкие вопросы, например: «Где вы находитесь?», «Что произошло?», «Сколько лет?», «Что его сейчас беспокоит?».
Главное звено в работе диспетчерской службы — триаж, то есть разделение вызовов на категории:
- Критические (К1). К ним относятся угрожающие жизни патологии — остановка дыхания, потеря сознания, сильное кровотечение. Медбригада отправляется немедленно.
- Экстренные (К2). Состояния, которые могут в кратчайшие сроки стать критическими — высокая температура с судорогами, аллергическая реакция, травмы головы. Медики выезжают в течение 20 минут.
- Неотложные (К3). В эту группу входят проблемы со здоровьем, которые требуют врачебного вмешательства, но не представляют непосредственной угрозы жизни — неглубокие порезы, не сопровождающиеся обильным кровотечением, вывихи, переломы.
- Плановые (К4). Сюда входят проблемы, которые могут быть разрешены путем телефонной консультации или переданы на активный контроль в районную поликлинику.
После определения срочности оператор выбирает ближайшую и наиболее подходящую для конкретной клинической ситуации медбригаду. Если она тяжелая, таит в себе потенциальную угрозу жизни, отправляется специализированная педиатрическая или реанимационная бригада. Если все спецбригады заняты, направляется ближайшая линейная машина.
Рабочий процесс не заканчивается отправкой автомобиля по указанному адресу. Диспетчер остается на связи, давая инструкции родителям по оказанию первой помощи (мероприятия по снижению температуры, проведению сердечно-легочной реанимации, действия при судорожном синдроме и т. д.), пока врач не прибудет на место.
В некоторых случаях диспетчерская служба связывается с полицией, пожарными или МЧС и направляет их на подмогу медработникам, чтобы обеспечить безопасность как для них, так и для юного пациента.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Правила реагирования на детский звонок
Периодически оператор СМП слышит в трубке взволнованный детский голос. И хотя такой звонок порой воспринимается как розыгрыш или неуместная шутка, оставлять его без должного внимания категорически запрещено.
Стоит подчеркнуть, что закон защищает права ребенка на получение своевременной медпомощи. Дети могут самостоятельно просить ее как в случае своего заболевания или травмы, так и с целью спасения родителей или других людей, попавших в критические обстоятельства.
На операторе лежит огромная ответственность. Он обязан:
- Максимально успокоить юного абонента. Почувствовав резкое недомогание, став сам жертвой несчастного случая или его свидетелем, он испытывает страх, тревогу, впадает в состояние паники. Здесь очень важно найти правильные слова, чтобы успокоить маленького абонента и получить от него необходимую информацию.
- Провести анализ полученных сведений. Из обрывочных фраз требуется максимально быстро понять суть происходящего, степень угрозы здоровью, точный адрес, контактные данные членов семьи.
- Оказать поддержку. Оператор не только принимает вызов, но и оказывает психологическую поддержку, стремясь всеми силами успокоить звонящего. Если речь идет об экстренной ситуации, то звонок переводят на старшего врача, который дает инструкции по оказанию первой помощи.
Главная задача всех сотрудников скорой — обеспечить безопасность ребенка. Если ситуация критическая, то спецбригада выезжает немедленно. Но даже если же есть сомнения в серьезности поступившего звонка, то медики все равно отправляются по указанному адресу, чтобы лично убедиться, что юному пациенту или другим людям в реальности не грозит опасность.
Детские звонки требуют не простой механической обработки в соответствии с принятыми протоколами, а проявления эмпатии и человеческой поддержки, которые в сложной ситуации способны спасти жизнь.
Нюансы работы педиатрической бригады
Для оказания экстренной помощи младенцам и малышам раннего возраста предназначены спецбригады, в состав которых входит врач-педиатр, фельдшер или медицинская сестра. Ее деятельность имеет ряд уникальных особенностей.
Оснащение
В салоне кареты педиатрической скорой имеется специально адаптированное под маленьких пациентов оборудование (имеет уменьшенные размеры). Это:
- дефибриллятор;
- воротники и шины;
- ларингоскопы и интубационные трубки, ларингеальные маски, дыхательные контуры;
- тонометр.
Обязательно наличие систем для внутрикостного доступа. Они требуются, когда невозможно установить катетер в вену, что часто случается в педиатрической практике.
В машине также имеются укладки с лекарственными препаратами, перевязочным материалом, шприцами и системами для инфузий, некоторыми стерильными хирургическими инструментами.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Психологический аспект
Лечение детей — это не только вопросы медицины, но и психологии. Медики должны уметь наладить контакт с ребенком. Прежде чем начать осмотр, следует поговорить с ним, представиться и объяснить предстоящие действия, используя простые и понятные слова. Допустимо отвлечь его игрой, разговором о любимых мультфильмах или игрушках.
Нельзя обманывать даже малышей. Если процедура будет неприятной (инъекция, взятие крови), их следует честно предупредить об этом, объяснив, что это нужно для скорейшего выздоровления.
Родители часто находятся в состоянии стресса и паники. Это мешает эффективному взаимодействию. Поэтому они тоже нуждаются в психологической поддержке. Она строится на двух шагах:
- Информирование. Необходимо объяснить маме и папе, что происходит, почему назначены те или иные процедуры, и какую пользу от них стоит ожидать. Использование сложной медицинской терминологии нежелательно, так как это усилит тревогу.
- Вовлечение. При простых процедурах оправдано попросить близких помочь, например, подержать малыша на руках или отвлечь его. Это помогает им почувствовать себя частью процесса и снижает их переживания.
Педиатру важно прислушиваться к жалобам и опасениям родителей, поскольку они лучше знают своего ребенка. Это помогает собрать более полную картину и наладить доверительные отношения.
Особенности диагностики и лечения
Они имеют ряд существенных отличий от работы со взрослыми, что обусловлено особенностями детского организма:
- Неспецифичность клинических проявлений. У детей многие заболевания начинаются с общих симптомов, таких как вялость, отказ от еды, беспокойство или плач. Они, особенно в младшем возрасте, не способны точно описать, что беспокоит. Врач-педиатр вынужден полагаться на свои наблюдения, данные осмотра, а также на информацию, которую предоставляют родители.
- Быстрое прогрессирование болезни. Состояние нередко ухудшается стремительно. Например, обезвоживание при рвоте и диарее у младенца наступает гораздо быстрее, чем у взрослого, что требует немедленной реакции и точной диагностики.
- Дозировка препаратов. Она рассчитывается в каждом случае индивидуально, исходя из возраста и веса. Неправильная доза способна привести к серьезным побочным эффектам.
Медперсонал всегда обязан помнить о том, что детский организм не есть уменьшенная копия взрослого. Это означает, что далеко не все методы лечения и лекарственные препараты допустимо применять в педиатрии.
Все эти особенности делают работу с детьми сложной, но крайне важной. Она требует от всех сотрудников СМП (диспетчера, врачебно-фельдшерского состава) высокого профессионализма, внимательности, тактичности, терпимости и эмпатии.
Обратившись в частную службу «103 Скорая помощь» вы можете быть уверенными в безопасности своих детей, в том, что им бережно и аккуратно будут проведены лечебные манипуляции, направленные на стабилизацию состояния.
Литература:
- Намазова-Баранова Л. С., Баранова А. А. — Первая помощь детям. Советы для тех, кто хочет помочь, когда ребенку плохо // Москва, ПедиатрЪ, 2020 год.
- Шляфер С. И. — Работа скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Анализ ведения отчетной документации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, №2 (24), 2016 год.
- Демьянова О. В., Липачева П. П., Шаехов М. Р. — Зарубежный и отечественный опыт организации и стандартизации скорой медицинской помощи — Проблемы стандартизации в здравоохранении, №5–6, 2019 год.
Наши специалисты

Габеев Ильяс Разинурович

Горшкова Мария Алексеевна

Зуйкова Алена Вячеславовна

Крушевский Сергей Владимирович

Назарова Лариса Александровна

Проценко Светлана Петровна

Сичков Максим Александрович

Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии












































