Содержание:
- Психологические аспекты: как дети воспринимают опасность
- Простые критерии оценки
2.1. Человек не может двигаться или разговаривать
2.2. Слишком много крови или потеря сознания
2.3. Неожиданно стало плохо: дыхание странное, лицо краснеет или синеет
2.4. Пострадавший не называет имя
2.5. Огонь, взрыв, обрушение, автомобильная авария - Как говорить с детьми
- Дети шутят или звонят в неотложку зря
- Какие инструкции можно оставлять детям разных возрастов
- Комментарий психолога: как рассказать ребенку о тяжелой болезни близкого
6.1. До 5 лет
6.2. От 5 до 8 лет
6.3. От 9 до 12 лет
6.4. Подростки (12+) - Заключение
Бывает, что, кроме ребенка, некому позвать врачей. Но несовершеннолетние ориентируются в здоровье плохо, им трудно разобраться, когда медпомощь действительно необходима. Они бьют тревогу по пустякам, а когда есть реальная необходимость, не зовут медиков.
Срабатывает привычка, что поблизости старшие, которые разбираются и несут ответственность. Когда не получается достучаться/дозвониться до соседа или родственника, не только малыши, но и подростки не знают, что делать.
Рассмотрим, как обучить детей правилам вызова скорой помощи, отличать действительно опасные случаи от обыденных. Нужный навык формируется не сразу — ключевую роль в этом играют родители и педагоги.
Психологические аспекты: как дети воспринимают опасность
В возрасте 4–10 лет мало жизненного опыта. Трудно представить, чем угрожает ухудшение самочувствия. Включается фантазия, риски преувеличиваются под влиянием страха или игнорируются. Многое зависит от эмоционального фона. Если страшно — осознается, что это срочно, когда весело — малыши не замечают опасности.
Не просто объясняйте, что нельзя в шутку звонить в скорую, а дайте конкретные ориентиры.
Простые критерии оценки
Вот 5 простых ситуаций, понятных несовершеннолетним, когда требуется неотложка.
Человек не может двигаться или разговаривать
Малыши часто думают, что мама или бабушка спит. Они ищут участия старших, если на зов не откликаются, не «просыпаются», но не осознают опасность.
Объясните: «Если лежит и не отвечает, не открывает глаза, не шевелится — это серьезно. Нельзя ждать, пора искать поддержки, звонить в службу «103 Скорая помощь».
Отсутствие реакции на внешние раздражители — важный сигнал. Это не маленькая неприятность, вроде «зубик ноет», «порезался пальчик».
Слишком много крови или потеря сознания
Если кровь не просто капает, а течет, человек бледный, тихий, как будто засыпает — это опасно. Тут нельзя ждать. Царапина, ссадина — не повод для вызова неотложки.
Неожиданно стало плохо: дыхание странное, лицо краснеет или синеет
Пострадавший хватает ртом воздух, закашлялся, лицо изменилось — самому не справиться. Удушье, приступ астмы, аллергия — требуют немедленного вмешательства. Просто простуда или легкий кашель — не опасны, если самочувствие нормальное — сейчас другое.
Критерием управляемой ситуации должна стать способность поддерживать осмысленную беседу. Иногда родители стараются успокоить, несмотря на крайне плохое самочувствие, потому что сами недооценивают угрозу, но поддержать диалог все равно не могут.
Пострадавший не называет имя
Слабость, невнятная речь — требуют внимания не только специалистов с медицинским образованием, но и тестов. Обычные люди и даже медики часто думают, что дело в алкоголе, а потом обнаруживаются проблемы с сердцем.
Но такие симптомы также распространены при инсульте, сильной травме (даже если ничего не видно), диабете. Чтобы не пропустить угрозу, важно строго следовать инструкциям.
Огонь, взрыв, обрушение, автомобильная авария
Это экстренные случаи. Выяснять, что происходит, насколько опасные последствия для людей наступили или предстоят, должны работники аварийных служб, медики и другие специалисты в области безопасности жизни и здоровья. Их следует пригласить по телефону.
Если нет уверенности в необходимости серьезного вмешательства, то лучше привлечь внимание окружающих. Пусть находящиеся рядом оценят угрозу. Если некому, придется звать докторов, это не ложный вызов.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Как говорить с детьми
Объясняйте через примеры и истории. Придумайте ситуации, которые случаются в жизни семьи, учитывая профессию, привычки. Если папа работает в мастерской, бывают ЧП при обращении с потенциально опасным оборудованием, то расскажите, какая травма нуждается в докторе, а которую можно забинтовать самим.
Не пугайте, но подчеркивайте ответственность. Обучайте думать самостоятельно, искать способы привлечь поддержку, а не только действовать по инструкции. Умение учитывать контекст, обстоятельства ценно в тех случаях, которые не удалось предусмотреть.
Базовый алгоритм включает следующие этапы:
- Искать ближайшего взрослого.
- Если никого нет, звонить по номеру, предварительно записанному в телефоне или на листике, лежащем на трюмо дома. Назвать имя, адрес, объяснить, что случилось.
- Лучше перестраховаться, если непонятно, насколько велика опасность. Ты не виноват, что неправильно оценил угрозу. Главное — не звонить ради забавы.
Дети шутят или звонят в неотложку зря
Спокойно объясните, почему так делать неправильно. Покажите, что участие врачей из-за глупого развлечения не достанется тем, кому действительно нужно.
Обсудите подробно, в какой ситуации следует звонить в неотложку. Не ругайте грубо, не унижайте, не запугивайте. Разберитесь, что заставило так поступить. Постарайтесь вызвать уважение к работе врачей. Если не получается, подумайте, отчего так произошло, какой опыт заставил перестать ценить медицину.
Если дело в легкомыслии, приведите положительные примеры самоотверженной работы экстренных бригад в чрезвычайных обстоятельствах. Многие дети после такого знакомства мечтают стать медиками.
Если причина в недостатке психологической грамотности, грубом обращении или халатности, к примеру, дежурящей в школе медсестры или героя из фильма, игравшего роль фельдшера, проанализируйте полученный неправильный опыт и постарайтесь поправить ошибки других, где это возможно.
Какие инструкции можно оставлять детям разных возрастов
Дети до 3 лет не могут действовать сами. С 3 до 5 уже способны вызывать врача по сотовому телефону. Объясните заранее, что достаточно знать номер и попросить в трубку помочь, сказать, что и у кого болит.
Начиная с младшего школьного возраста, можно поручать действовать по алгоритму. Желательно написать его на листик и проиграть несколько раз в учебных целях. Например, бабушка упала, стонет, держится за ногу, не может идти. Мы живем по адресу: город, улица, дом. Это рядом с супермаркетом, на углу парка.
Подростки способны справиться с порученной задачей. Их требуется обучить оценивать состояние, оказывать первую помощь, вести диалог с медиками, консультироваться, правильно отвечать на вопросы.
Готовить к общению с дежурным неотложки и медиками лучше в игровом формате. Самым маленьким стоит предложить ролевую игру, где родитель — диспетчер, а малыш помощник. Проиграйте разные сценарии в зависимости от наиболее вероятных угроз и обстоятельств.
Подросшим будут интересны обучающие фильмы или книги. Их следует обсудить после просмотра, предложить дать комментарий, что понятно, как стоило поступить на месте героев.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Комментарий психолога: как рассказать ребенку о тяжелой болезни близкого
Если в семье пациент с хронической проблемой, требуется особая подготовка ребенка к возможному ухудшению здоровья. Важно не напугать, а правильно настроить, объяснить, что взрослый периодически чувствует себя плохо, следует быть готовым набрать номер скорой помощи или выполнить другую инструкцию.
Дети до 5 лет
Простые слова, одна мысль за урок. Если мама упала и не встает — нажми на кнопку «103 Скорая помощь» на телефоне. Чтобы отработать навык, используется игровой формат, а не лекция, как с более старшими. Что делает зайчик, если медвежонку плохо?
Детали про диагнозы и самочувствие, которые могу испугать, не нужны. Упор на действия: если человек лежит и не двигается — это плохо, ты знаешь, что предпринимать.
Дети от 5 до 8 лет
Важна честность и спокойствие. У бабушки диабет, из-за чего ей временами нехорошо. Это не твоя вина и не твоя задача лечить. Но ты можешь помочь — ты уже большой.
Обучение строится через алгоритмы. Дайте короткий, пошаговый план. Позвони маме, папе, скажи, что случилось. Или нажми эту кнопку, поговори с диспетчером неотложки — главное сказать: «Взрослому плохо, мама учила звонить сюда».
Не перегружайте обязанностями: один номер неотложки — один ответственный ребенок. Если что-то случится, ты не один — тебе помогут.
Дети от 9 до 12 лет
Можно объяснить, что болезнь — не всегда боль и не всегда видно. У папы проблемы с сердцем. Он обычно чувствует себя хорошо, но бывает, что неожиданно становится плохо. Надо быть внимательным.
Акцент делается на важности помощи, а не ужасе перед возможной потерей близкого. Ты не можешь помочь сам, но должен знать критерии, при наступлении которых необходимо пригласить медиков.
Дети хорошо запоминают алгоритмы, особенно если чувствуют себя «сильными и нужными». Но важно тренировать навык, сделать памятки, найти подходящие ролики.
Подростки (12+)
Честное обсуждение диагноза и рисков. У мамы эпилепсия. При приступе она падает и не откликается. Вот что следует делать в этом случае.
Общие рекомендации для всех возрастов:
- Обучайте действовать, а не бояться. Страх блокирует, а знание и тренировка формируют уверенность.
- Покажите, кто рядом. Контакты родителей, дедушки, бабушки, кнопка экстренного вызова.
- Регулярно повторяйте инструкцию. Как пожарную безопасность — не один раз, а периодически и с практикой.
- Хвалите за серьезность. Ты научился справляться, это важно. Горжусь тобой.
- Не нагружайте морально. Ребенок не должен чувствовать, что его ошибка все испортит. Лучше: «Ты стараешься — этого достаточно».
Заключение
Детей следует учить не бояться просить поддержки, в том числе — звонить в неотложку. Но и различать, когда она действительно важна. Чтобы рассчитывать на грамотные действия, подготовьте их к вероятным чрезвычайным обстоятельствам.
Уверенность в себе дают знание алгоритмов, внятные критерии оценки. Обучайте, детям наверняка понравится защищать свою семью от болезней, если подойти к процессу творчески. Это полезный навык, в трудных обстоятельствах он спасает жизни — свои и чужие.
Литература:
- ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
- Руководство по скорой медицинской помощи / А.Л. Верткин., К.А. Свешников. — М.: Эксмо, 2024. — 656 с.
- Скорая медицинская помощь. Клинические рекомендации / под ред. С. Ф. Багненко. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 896 с.
Наши специалисты

Габеев Ильяс Разинурович

Горшкова Мария Алексеевна

Зуйкова Алена Вячеславовна

Крушевский Сергей Владимирович

Назарова Лариса Александровна

Проценко Светлана Петровна

Сичков Максим Александрович

Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии












































