Содержание:
- Общая информация
- Формирование привязанности
- Депривация и ее последствия
- Особенности развивающего ухода
- Требования к физической среде
- Требования к социальной сфере
Наличие тяжелобольного ребенка, прикованного к постели, становится серьезным испытанием для всех его родственников. Родители живут в состоянии хронического стресса, ежеминутно переживают за здоровье сына или дочери. Кроме того, кто-то из них оказывается вынужденным уволиться с работы, что резко негативно сказывается на материальном достатке. Эти жизненные трудности нередко приводят к частным конфликтным ситуациям и даже распаду семьи.
Лучшим решением, позволяющим избежать подобного негативного сценария, становится найм профессиональной сиделки, хорошо знакомой с особенностями ухода за лежачими детьми. Для этого вы можете обратиться в частную службу «103 Скорая помощь», позвонив по телефону +7 (495) 796-78-74 или на бесплатную горячую линию 8 (800) 600-49-96.
Общая информация
Ребенок инвалид должен быть обеспечен всеми основными свободами и правами. Соблюдение этого требования во многом зависит от высокого качества оказываемого ему лечения, реабилитации, поддержки окружающих.
К ограниченным физическим и ментальным возможностям у детей приводят следующие патологии:
- генетические аномалии;
- нейродегенеративные, эндокринные, аутоиммунные заболевания;
- серьезные травмы, в том числе и родовые.
Ребенок с инвалидностью может столкнуться со следующими проблемами:
Интеллектуальные расстройства. Выраженность когнитивных нарушений зависит от основного заболевания нервной системы. Но даже на фоне соматических недугов у детей, особенно раннего возраста, отмечается задержка психомоторного развития.
- Двигательные нарушения. Они могут проявляться как незначительной моторной «неловкостью», так и неспособностью к самостоятельному передвижению и даже удержанию тела в вертикальном положении. Поэтому в обязанности сиделки входят ежедневные занятия с подопечным лечебной физкультурой, в комплекс которой обязательно включают упражнения для поддержания подвижности суставного аппарата и равновесия.
- Сенсорные расстройства. К ним относятся нарушения слуховой и зрительной функции вплоть до полной их утраты.
- Эпилепсия. Генерализованные судорожные припадки отмечаются у детей и подростков с заболеваниями и травмами центральной нервной системы. В педиатрической практике нередко наблюдается резистентная к антиконвульсантам форма эпилепсии.
В клинической картине у детей-инвалидов могут присутствовать расстройства эмоционально-волевой сферы и сенсорной интеграции. Они выражаются в том, что у больных возникают гиперчувствительные защитные реакции на определенные внешние раздражители. Окружающие нередко расценивают их как неадекватное поведение.
Следует понимать, что у тяжелобольных имеются не какие-то отдельные нарушения, а достаточно сложное их сочетание. Поэтому для них так важен индивидуальный подход к уходу.
Формирование привязанности
Чтобы процесс реабилитации протекал с максимальной эффективностью необходимо, чтобы между ребенком с ограниченными физическими или ментальными возможностями и лицом, оказывающим ему поддержку, сформировались теплые отношения. При этом тяжелый недуг практически всегда делает его недоверчивым, замкнутым в себе. Этому способствуют следующие факторы:
частые и длительные госпитализации, во время которых ребенок разлучается с родителями;
- большой объем лечебных процедур, которые являются болезненными;
- дефицит личного внимания — взрослые члены семьи, занятые работой, домашними делами не всегда имеют достаточно времени для длительного присутствия рядом в больным, общения с ним.
Удовлетворение потребности юного пациента в привязанности хотя бы к одному взрослому играет немаловажную роль в его психологической адаптации к своему состоянию. Отсутствие доверительных отношений со взрослыми оказывает негативное влияние на личность ребенка-инвалида, становится причиной психоэмоциональных нарушений. К последним относятся:
- пониженное настроение, апатия, плаксивость, раздражительность;
- отказ от контактов с окружающими;
- агрессия и аутоагрессия;
- демонстративное поведение — желая привлечь к себе внимание, инвалиды начинают нарушать принятые и хорошо знакомые им нормы поведения;
- фамильярное, навязчивое общение со взрослыми;
- расстройства пищевого поведения;
- бессонница.
Правильно выстроенная работа по уходу позволяет нивелировать все эти нарушения, что благоприятно сказывается не только на психологическом, но и на физическом состоянии молодого пациента.
Депривации и ее последствия
Все прикованные к кровати дети и подростки подвержены высокому риску сокращения способностей удовлетворять свои базовые потребности. Они могут быть:
эмоциональными — обусловлены невозможностью испытывать привязанность к другим членам общества;
- сенсорными — связаны с недостаточной тактильной, зрительной и/или слуховой стимуляцией;
- двигательные — связаны с патологиями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, уменьшить их выраженность позволяют различные методы развития моторики;
- социальные — им в большей степени подвержены подопечные, которых не посещают сверстники, учителя;
- когнитивные — отсутствие достаточного опыта по установлению связи между предметами и явлениями превращает окружающую среду в непонятную, непредсказуемую и пугающую ребенка.
Все виды деприваций негативно влияют на психомоторное развитие. Исходя из этого, становится понятным, что только медицинского ухода явно недостаточно для реабилитации детей с ограниченными возможностями по здоровью. Для их максимальной адаптации к действительности необходимо обязательно прибегать к помощи психологов.
У вас есть вопросы?
Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Особенности развивающего ухода
Дети, в том числе и тяжелобольные, растут, познают окружающий мир, приобретают различные навыки взаимодействия с ним. Поэтому в случае тяжелого недуга их следует не только лечить, но и уделять время общему развитию. Последнее строится на нескольких базовых принципах:
Стимуляция собственной активности. В ее основе лежит создание безопасной среды для детей, в которой они смогут с минимальным риском учиться осуществлять действия по обеспечению своих потребностей.
- Индивидуальный подход. При оказании психолого-педагогической помощи специалист учитывает интересы и стремления своего воспитанника, старается удовлетворить их.
- Социальная интеграция. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок не оказался в изоляции. Если состояние подопечного позволяет, то в его распорядке дня следует обязательно выделять время для визитов сверстников.
- Уважение к личности. Лиц с инвалидностью, вне зависимости от их возраста, требуется принимать такими, какие они есть — с их особенностями, чувствами, мнениями, убеждениями. Им следует давать возможность для личной самостоятельности, постепенно раздвигая ее границы.
- Формирование основных жизненных компетенций. В рамках игровой терапии у детей-инвалидов формируют навыки по самообслуживанию, вовлекают в различные виды деятельности.
Все люди, осуществляющие уход за тяжелобольным, должны согласовывать свои действия. Только в таком случае можно рассчитывать на успех восстановительной терапии.
Требования к физической среде
Для больного ребенка следует выделить отдельную светлую комнату. В ней размещают самую необходимую мебель:
- кровать;
- прикроватную тумбочку;
- шкафы для хранения лекарственных препаратов, перевязочного материала, дезинфицирующих средств.
Однако делать из комнаты больничную палату неразумно, так как это будет подавлять настроение пациента. Важно помнить о его юном возрасте, поэтому в помещении обязательно размещают любимые игрушки, а на стенах вешают яркие картины.
Младенцы первых месяцев жизни и пациенты, страдающие детским церебральным параличом в тяжелой форме, оказываются не в состоянии самостоятельно изменять свое положение в постели. Об этом должны заботиться их родственники или патронажные работники. Им придают наиболее оптимальную с физиологической точки зрения детскую лежачую позу, которая уменьшает выраженность болевых ощущений, дискомфорта.
При недостаточном уходе у лежачих больных вне зависимости от возраста могут образовываться пролежни. Меры по профилактике их появления включают в себя:
- своевременная замену нательного и постельного белья;
- недопущения образования на простыни складок, наличия на ней крошек еды;
- использование ватно-марлевых колец, подкладываемых под крестец, пятки, лопатки;
- регулярное изменение положения тела;
- растирание кожи камфорным спиртом.
Человек, проводящий практически все время постели, как никто другой нуждается в том, чтобы его ложе было максимально удобным. Для оптимизации комфортного положения прекрасно подходит специальная функциональная кровать. При ее отсутствия помочь зафиксировать, например, положение на боку, помогают подушки-валики, мягкие игрушки.
Дети быстро растут, поэтому нуждаются в полноценном питании, полностью покрывающем потребности их организма в белках, углеводах, жирах, витаминах и минералах. При составлении для них пищевого рациона учитывают не только основной диагноз, но возраст. Ведь диета годовалого малыша не бывает такой же, как и у подростка.
Самостоятельно грамотно разработать ее практически невозможно. Для этого лучше обратиться к нутрициологу, который хорошо знаком с особенностями питания детей.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на бесплатный звонок:
Требования к социальной сфере
Для любого ребенка важно научиться выстраивать правильные взаимоотношения с окружающими его людьми и, прежде всего, членами своей семьи. Чтобы этот процесс протекал правильно, в семье должна быть атмосфера доброжелательности, душевной теплоты. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Столкнувшись с тяжелой болезнью своего ребенка, родители порой начинают винить в этом друг друга. Им кажется, что все их надежды на будущее просто рухнули, и в жизни никогда уже не будет ничего хорошего.
Они начинают видеть все окружающее в мрачных красках. Это порождает частые конфликты, ссоры, что совсем не способствует благополучию ребенка-инвалида и снижает качество ухода за ним. Именно поэтому психологическая поддержка родителей имеет огромное значение. Ее оказывают не только психологи, но и работающие с пациентом врачи, педагоги, сиделки.
Если вашему ребенку требуются посторонняя поддержка и уход, то обратитесь в частную службу «103 Скорая помощь», позвонив по телефону +7 (495) 796-78-74 или на бесплатную горячую линию 8 (800) 600-49-96. Наши специалисты имеют медицинское образование, хорошо знакомы с особенностями физиологии и психологии детского возраста. Они находят подход даже к самым капризным подопечным, становятся для них настоящими друзьями.
Литература:
- Кислинг У. — Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие // Москва, Теривинф, 2017 год.
- Хайдт К., Аллон М., Эдвардс С. и др. — Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития (в 3-х частях) // Москва, Теривинф, 2015 год.
- Клочкова Е. В. — Философия здоровья: от лечения к профилактике и здоровому образу жизни (руководство для врачей, специалистов по реабилитации и студентов) // Москва, Теривинф, 2009 год.
Наши специалисты
Габеев Ильяс Разинурович
Горшкова Мария Алексеевна
Зуйкова Алена Вячеславовна
Крушевский Сергей Владимирович
Назарова Лариса Александровна
Проценко Светлана Петровна
Сичков Максим Александрович
Троицкий Леонид Леонидович
Задать вопрос
Наши
фотографии